05.09.2012

Евгений Грачёв. О волонтёрстве


Я не хочу рассуждать о понятиях. Слово «волонтёр» не отечественного происхождения и мне вообще не нравится. Доброволец — звучит понятней и натуральней, искренней. Это человек, который добровольно выполняет любую работу, в том числе и на платной основе (пример — стройотряды, которые трудились на БАМе). Но в этом случае люди являются работающими и их трудовые отношения регулируются трудовым законодательством, со всеми сопутствующими атрибутами в виде договора с указанием прав и обязанностей, ответственностью, и т.д. Но не о них речь.

Если говорить о добровольцах-альтруистах (именно им посвящены дальнейшие мои рассуждения), которые готовы жертвовать собой, своим временем и силами безвозмездно ради блага других людей, хочется сказать — им никаких «бонусов» и «юридических опор» не надо. И именно это является основным принципом и постулатом их деятельности. Если государство или организация набирает группу добровольцев и от своего имени собирается организовать их централизованную работу, перед ними как организаторами естественно встаёт обязательство: дать необходимые знания, познакомить с ситуацией, обеспечить проведение медицинских процедур для профилактики возможных заболеваний, снабдить необходимым инвентарем, доставкой и т.д. Аналогично и когда человек хочет заниматься добровольчеством самостоятельно, идя на помощь по душевному порыву, а не по всеобщему призыву.


Перед государством или организацией встаёт обязательство:
дать необходимые знания, познакомить с ситуацией, обеспечить проведение
медицинских процедур, снабдить необходимым инвентарем и доставкой


Для реализации вышеуказанных потребностей должен существовать а-ля «Региональный волонтёрский центр», к функциям которого относится обучение желающих получить навыки и знания, разъяснительная работа, создание базы нуждающихся в помощи, реестр волонтёров-специалистов и т.п. Вот для таких центров и нужен ФЗ «О добровольчестве», в котором как-то «утрясётся» вся общая информация по этой теме без сковывающей конкретики в действиях. Именно такой центр можно считать «волонтёрской» организацией.

Все остальные объединения добровольцев это группы людей со схожими добровольческими интересами, работающими исключительно по своей воле, по своим правилам, по своему внутреннему укладу без всяких договоров, законов, гарантий и в этом их исключительная особенность! На государство в плане материальной поддержки всем волонтёрам надеяться просто невозможно, да и не правильно это. С точки зрения государственной политики правильней будет профинансировать соответствующие специализированные ведомства, профессионалов. Если будут выделяться бюджетные средства на добровольчество, то: во-первых, подорвется сам его смысл, его уклад, во-вторых, начнётся эта «противная делёжка» денег, в третьих, откроется очередной путь для личного обогащения заинтересованных лиц.

На мой взгляд, вопрос страхования жизни и здоровья добровольцев в условиях ЧС или просто во время опасных работ это единственное о чём нужно задуматься всерьёз и именно этому разделу уделить большее внимание в законе. Когда существует реальная угроза жизни человека (в том числе и добровольно помогающего), который находится в среде повышенной опасности, оградить его от этого и есть прямая обязанность государства.

Я уверен, невозможно такое широкое, безграничное состояние человеческой натуры как «добровольная помощь людям» уложить в рамки закона, поскольку это чувства, совесть, порыв, осознанный шаг. Создать юридическую общую подоплеку для помощи добровольцам, носящую больше информационно-разъяснительный характер и не ставящую их добрые дела в границы «шаг влево, шаг вправо — расстрел» это то, что действительно сегодня необходимо.

Редактор: Максим Никитин

Комментариев нет:

Отправить комментарий