06.09.2012

Динара Пусташева. О волонтёрстве


Волонтёрство и добровольчество сегодня широко обсуждаются в обществе: в научных кругах, в органах власти, в волонтёрских организациях и движениях, да и обычные граждане также не остаются в стороне и активно выражают свои воззрения по этому поводу. Безусловно, указанные явления действительно важны на настоящий момент, они резонансны и востребованы. Кроме того, в их регулировании есть определенные проблемы, которые требуется решить, что ещё больше «подогревает» к ним интерес.

Бурно обсуждается вопрос о необходимости или, напротив, ненужности принятия закона, регулирующего данные отношения, о том, что он даст, будет ли он достаточно эффективен. Я полагаю, что закон всё же нужен. Он нужен не для того, чтобы в чём-то ограничить волонтёров или наоборот поставить их в положение вседозволенности. Закон необходим как раз для того, чтобы чётко урегулировать правовой статус и обезопасить самих волонтёров, а также предоставить хотя бы минимальные гарантии тем лицам, которым эти волонтёры оказывают помощь.

Сразу нужно оговориться, что  необходимо чётко разграничивать понятия «волонтёр» и «доброволец», а, следовательно, и их правовой статус. Доброволец — это человек, который оказывает помощь тем, кто в этом нуждается, не систематически, а от случая к случаю. Примерами могут быть ребёнок, переводящий бабушку через дорогу, или мужчина, снявший котёнка с дерева. А волонтёр — это человек, который подобной работой (помощью) занимается регулярно, ежедневно. Например, если человек каждый день или каждую неделю приходит в больницу и ухаживает за больными или, например, работает с детьми в образовательных учреждениях. Безусловно, урегулировать статус добровольца, пожалуй, невозможно, да и, наверное, в этом нет необходимости. «Разовая» помощь по зову сердца — личное дело каждого, к которому нельзя принудить, нельзя проконтролировать и т.п. Работа волонтёров, наоборот, может и должна быть урегулирована. Во-первых, хотя бы для того, чтобы определить, какую помощь может оказывать ребенок 14 лет, 16 лет, женщина, мужчина, пожилой человек и т. д. Во-вторых, это позволит определить, какие виды помощи человек сможет оказывать без подготовки, а для каких работ нужно будет пройти специальное обучение, что позволит обезопасить и самих волонтёров, и тех, кому они помогают. В-третьих, закон должен четко установить права, обязанности и ответственность самих волонтёров: встречаются случаи, когда люди не доверяют волонтёрам, в том числе и из-за вполне оправданной неуверенности в результате. Если же благодаря закону волонтёр должен будет в полном объёме и надлежащим образом выполнить свои обязанности, или в противном случае понесет ответственность, опасаться неквалифицированной помощи можно будет в меньшей степени.


Работа волонтёров должна быть урегулирована.
Это позволит определить, какую помощь человек сможет оказывать без подготовки,
а для каких работ нужно пройти специальное обучение, что позволит обезопасить
и самих волонтёров, и тех, кому они помогают


Для самих волонтёров, конечно, более интересным является вопрос о правах. Одним из самых обсуждаемых прав является право на получение страховки в случае причинения вреда имуществу, здоровью или в случае смерти. Страхование видится вполне логичным, потому что многие виды работ представляют собой непосредственную угрозу для человека, однако посредством каких форм и способов его реализовывать, и за счет каких средств эти вопросы пока тоже не решены, хотя они являются одними из самых важных и имеют существенное практическое значение.

Кроме того, принятие закона поможет отграничить волонтёрство от благотворительной деятельности, под законодательное определение которой сегодня подпадают многие, в чистом виде, волонтёрские проекты (для справки: статья 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимает добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки).
Еще одна проблема, которую призван разрешить нормативный акт — финансирование волонтёрской деятельности. Сегодня волонтёрам, которые не имеют чёткого юридического статуса, проблематично получить финансовую поддержку с помощью, например, грантов, хотя именно материальных ресурсов часто не хватает для получения большего, более качественного результата.

И это лишь некоторые проблемы, которые без закона разрешить будет очень трудно. Поэтому, на мой взгляд, принятие нормативного акта, регулирующего данные отношения, вполне оправдано.

Редактор: Анна Фролова

Комментариев нет:

Отправить комментарий