Однако, тема добровольчества оказалась настолько серьёзной и сложной в нашей стране, что инициатива о принятии Концепции развития добровольческой (волонтёрской) деятельности на территории РФ и соответствующего Федерального закона исходила от Общественной Палаты РФ и была поддержана на федеральном уровне Правительством РФ. Казалось бы, для чего подводить волонтёрскую деятельность под действие законодательства, есть ли смысл от этого? Ведь помогали же раньше люди друг другу, вспомнить хотя бы повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», ведь и не нужны были ребятам никакие законы и концепции. Поэтому рождается дилемма «быть или не быть» закону о волонтёрстве. Попробуем разобраться.
Во-первых, необходимо понять, что такое волонтёрская деятельность. Одни утверждают, что это деятельность, которая относится к трудовым отношениям, другие вторят, что это просто безвозмездное выполнение работ или услуг. На мой взгляд, если волонтёрские отношения это труд, значит, труд, по Конституции РФ, должен оплачиваться, а так как он не оплачивается, то получается, что это рабский (принудительный) труд, если только он не добровольный.
Таким образом, волонтёрство — это добровольный труд, и под действие Трудового Кодекса он ни в коем случае не должен попадать. Поэтому государство обязано пресекать попытки злоупотребления волонтёрского добровольного труда в коммерческих целях.
Волонтёрство — это добровольный труд,
и под действие Трудового Кодекса
он ни в коем случае не должен попадать
и под действие Трудового Кодекса
он ни в коем случае не должен попадать
Во-вторых, необходимо определить основные виды волонтёрской деятельности. К ним относят:
- Добровольная помощь специальным государственным службам (МЧС, МВД и др) в зоне чрезвычайной ситуации;
- Помощь социально незащищённым слоям населения: детям-сиротам, бездомным, беженцам, людям, пострадавшие в зоне ЧС; людям с ограниченными возможностями и т. д.;
- Поисковая и гражданско-патриотическая деятельность
- Социальная помощь населению: детям, пенсионерам, беременным женщинам, одиноким людям и т.д.
- Благоустройство дворов, улиц, площадей, городов
- Пропаганда и профилактика здорового образа жизни
На мой взгляд, эти виды деятельности наиболее часто встречаются в качестве волонтёрской, и реализация государственной политики в поддержку этих направлений просто необходима. Однако механизмы поддержки благотворительной деятельности со стороны государства порождает много споров, ведь любая поддержка подразумевает выделение материальных ресурсов, либо определенные налоговые послабления и льготы волонтёрам или волонтёрским объединениям, что в том или в другом случае сказывается на бюджете государства. Поэтому, на мой взгляд, любая волонтёрская деятельность, если и должна финансироваться, то только за счёт грантовой поддержки, либо со стороны общественных фондов, либо со стороны благотворительных организаций. Причём финансирование должно производиться только исключительно в рамках организации. Таким образом, волонтёры могут на добровольных началах образовывать некоммерческие волонтёрские организации и только тогда претендовать на эти самые гранты. Государство же, взаимодействуя с волонтёрскими объединениями, сможет обучить волонтёров технике поведения в той или иной ситуации, провести инструктаж, сделать прививки (на случай работы в зоне ЧС) и т.д. Таким образом, выстроится системная цепочка «государство — некоммерческая волонтёрская организация — волонтёр», посредством которой, волонтёр и государство смогут достичь наибольшего эффекта от совместной деятельности.
Любая волонтёрская деятельность, если и должна финансироваться,
то только за счёт грантовой поддержки, либо со стороны общественных фондов,
либо со стороны благотворительных организаций
Кроме того, есть вид волонтёрской деятельности, который несет собой огромный риск для здоровья и жизни волонтёра — это работа в зоне ЧС. Как известно, на той или иной местности на территории страны, где произошли серьезные разрушения либо человеческие жертвы, государством объявляется режим ЧС. И в этом месте есть высокий риск дополнительных людских и материальных потерь. Поэтому, на мой взгляд, государство обязано застраховать жизнь и здоровье волонтёра, но только централизовано через соответствующую волонтёрскую организацию, с которой этот волонтёр приехал на данную территорию, либо, которая развёрнута непосредственно в зоне ЧС. Соответственно, по отбытию с этой местности обязанности государства по отношению к данной волонтёрской организации и её членов снимаются.
В-третьих, существует колоссальная моральная составляющая в волонтёрской деятельности. Волонтёр — это альтруист, который, не взирая на собственные трудности, помогает ближнему. Поэтому любой жест доброй воли и сострадания, направленный от волонтёра к другому человеку, было бы абсурдом загонять в рамки закона. Ну, посудите сами, зачем нужен закон для того, чтобы починить забор пожилой соседке или помочь ветеранам по хозяйству?
В конечном итоге, принятие тех или иных концепций ни государству, ни волонтёру ничего не предписывает, ведь это лишь система взглядов на проблему. Принятие же закона «О волонтёрстве» создаёт предпосылки к его нарушению или не исполнению. Поэтому, мне кажется, было бы нецелесообразно моральную составляющую человеческой души вписывать в рамки каких-либо нормативно-правовых актов. Но регулирование деятельности волонтёрских организаций, порядок взаимодействия государства с ними, защита труда волонтёров, механизмы их поддержки и страхование волонтёров в определённых условиях, оказания ими помощи необходимо рассматривать только посредством правовых норм.
Редактор: Анна Фролова
Комментариев нет:
Отправить комментарий