16.09.2012

Елена Макарова. О волонтёрстве



По статистике сегодня в Соединенных Штатах и Канаде 45% трудоспособного населения состоят во всевозможных добровольческих организациях, в Западной Европе показатель достигает 67%. У нас же волонтёрами можно назвать от 5 до 10% населения. Эксперты, однако, и эти небольшие цифры считают завышенными, поскольку к добровольцам причислены и доноры, и члены общества Красного Креста, и религиозные, прежде всего православные, благотворительные организации. К тому же, те, кто называет себя добровольцем, как правило, участвовали в каких-то разовых акциях. Мы же исходим из убеждения, что добровольчество — это не набор разовых акций, а особый образ жизни.

Почему же такие данные? Во многих европейских странах действуют законы, определяющие правовые основы волонтёрской деятельности. Есть отработанные схемы партнерского взаимодействия государства и волонтёрских движений. В СССР так оно и было. Добровольчество активно поддерживалось существовавшей идеологической системой, организовывались курсы, существовала система общественного признания. Поэтому неудивительно, что читая рассказы о Тимуре, успехах комсомольцев на целине, советские активисты активно включались в добровольческую деятельность.

В РФ ситуация совершенно другая. Добровольчество в России имеет свои особенности и трудности. Отсутствие соответствующих норм, процедур, механизмов защиты (судебной, административной, социальной и другой). Отсутствуют механизмы решения конфликтных ситуаций (между объектом и субъектом деятельности, общественными организациями и властью). Режим благоприятствования процессам создания добровольчества и другим формам проявления жизни локальной общности (налоги, аренда помещений, статус и т.д.) мог бы помочь развитию волонтёрского движения, но, увы, это интересно не всем структурам власти. Недостаточное количество государственных программ (на федеральном и региональном уровне), а главное, отсутствие потребности у власти в таких программах. А плюс ещё и пассивность населения, иждивенческая психология, разрушение нормальных общественных и государственных институтов. Нет школ и традиций добровольчества, нехватка социальных работников. Существует и проблема подготовки, обучения добровольцев элементарным способам действия. И это только основные моменты.


Режим поддержки процессов создания добровольчества
мог бы помочь развитию волонтёрского движения,
но, увы, это интересно не всем структурам власти


Зачастую сами понятия «волонтёр» и «доброволец» трактуются по-разному. Кто-то предлагает им платить, кто-то настаивает на том, что нельзя регламентировать порыв души… Сколько людей, столько и мнений. Проблема в другом. Пока сами волонтёры и общество не определились со статусом и механизмами добровольческой деятельности, трудно координировать их работу, находить наиболее эффективные пути взаимодействия с государством. При существующем положении вещей невозможно защитить добровольца, и речь не только о прививках и страховке. Отсутствие юридического определения понятия «волонтёр» и юридически признанных характеристик «договора между участниками волонтёрской деятельности» может привести к тому, что с точки зрения права волонтёры будут считаться наёмными работниками. Что в корне противоречить самой сути добровольчества.
Да, существуют люди, которым не нужны регалии, признание, которые молча делают благородное дело, не требуя признательности общества. Для них закон — просто еще один юридический документ, который им не нужен. Но это не значит, что они не имеют права продолжать свое доброе дело. Разработчики закона, те люди, которые его поддерживают, настаивают на том, что он должен оставлять возможность выбрать. Ведь немногие из нас сомневаются в эффективности закона о донорстве. Люди, желающие сдать кровь, вправе отказаться и от положенных льгот и денежного вознаграждения. Более того, им все равно «в законе» или «не в законе» они свою кровь сдают. Они просто это делают. И наличие в сборнике законов пары страниц о донорах им никак не мешает. Зато, для тех, кто пострадал в процессе сдачи крови, этот закон очень актуален.

На мой взгляд, главное, что должен отразить законопроект — это механизмы взаимодействия, и четко определить понятия. Чтобы добровольцы не превращались в головную боль, а приносили реальную пользу обществу.

Редактор: Анна Фролова

Комментариев нет:

Отправить комментарий